Росреестр информирует

Более 130 тысяч электронных выписок из реестра недвижимости подготовила Кадастровая палата

За третий квартал 2018 года Кадастровая палата по Владимирской области предоставила более 130 тыс. выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в виде электронного документа. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество выданных выписок в электронном виде выросло более чем на 9 %.

Запросить общедоступные сведения из ЕГРН об объекте недвижимости может любое заинтересованное лицо, выбрав при этом наиболее удобный формат предоставления информации – на бумажном носителе или в виде электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью. В первом случае выписку можно получить лично в ближайшем офисе многофункционального центра или по почте, во втором – в виде ссылки на пакет электронных документов.

Пакет документов, полученный заявителем в электронном виде, представляет собой архив формата ZIP, который содержит выписку на объект недвижимости в формате XML и файл электронной подписи в формате SIG.

Открыть выписку и проверить корректность заверяющей ее электронной подписи можно с помощью сервиса «Проверка электронного документа» портала Росреестра. Так, чтобы перевести выписку в печатный вид, достаточно загрузить XML-файл, нажать кнопку «Проверить» и выбрать функцию «Просмотр файла». Полученную таблицу данных можно распечатать или сохранить как файл PDF. Для проверки электронной подписи требуется прикрепить оба файла и нажать «Проверить».

Выписка сведений из ЕГРН может потребоваться при различных операциях с недвижимостью (покупке, продаже, дарении или обмене квартиры, дачи, земельного участка, вступлении в наследство, страховании квартиры, дома или гаража, оформлении кредита под залог имущества). Выписка позволяет удостовериться в том, что приобретаемое имущество свободно от запретов, арестов, не находится в залоге и не принадлежит третьему лицу.

Актуальные вопросы в сфере кадастровой оценки

Сведения обо всех объектах недвижимости, включая земельные участки, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Порядок ведения реестра установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

В числе прочего в ЕГРН указывается стоимость объекта, определенная по результатам государственной кадастровой оценки – кадастровая стоимость, от величины которой зависит, например, размер уплачиваемого гражданами земельного налога и налога на имущество.

Государственная кадастровая оценка во Владимирской области до 2018 года проводилась в соответствии с положениями главы III Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Последняя государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов прошла в 2016 году, и результаты действуют с 1 января 2017 года, объектов капитального строительства (домов и квартир) – в 2015 году, её результаты действуют с 01 января 2016 года.

Предполагается, что кадастровая стоимость, определенная посредством государственной кадастровой оценки, совпадает с рыночной стоимостью, однако часто это не так. Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Вследствие этого кадастровая стоимость объекта недвижимости может отличаться от его реальной рыночной стоимости, как в большую, так и в меньшую сторону.

С января 2017 год вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которому оценка земли и находящихся на ней объектов капитального строительства будет осуществляться бюджетными учреждениями под контролем органов Росреестра. До этого оценку проводили независимые коммерческие компании, что часто создавало спорные ситуации.

На территории Владимирской области в феврале 2018 года создано новое учреждение - ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» и с 10 августа 2018 года Владимирская область также перешла на проведение государственной кадастровой оценки по новым правилам (постановление администрации Владимирской области от 02.08.2018 № 583 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Государственная кадастровая оценка теперь будет проводиться по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

На официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношении администрации Владимирской области (https://dio.avo.ru/) в разделе «Новости, Информация» размещено извещение о проведении в 2019 году очередной государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель:

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли сельскохозяйственного назначения.

Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется до 1 января 2019 года. В рамках подготовительного этапа к проведению государственной кадастровой оценки в целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» осуществляет прием деклараций о характеристиках земельных участков от правообладателей соответствующих земельных участков.

Для сбора и обработки указанной информации правообладатели земельных участков вправе предоставить в ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» декларации о характеристиках соответствующих земельных участков, в том числе по уточнению основных, количественных и качественных характеристик объектов оценки: вида разрешенного использования, описания местоположения, площади, фактического использования, удаленности земельного участка, иных факторов, влияющих на кадастровую оценку объекта недвижимости в бумажном виде.

Форма декларации о характеристиках объектов недвижимости и порядок ее рассмотрения утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.12.2016 №846 «Об утверждении порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы».

Прием деклараций о характеристиках объектов недвижимости осуществляется: на бумажном носителе по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Луначарского, д. 3, телефон (4922) 47-04-11, 47-04-12. Директор – Гольцев Владислав Анатольевич.

Порядок установления факта принадлежности правоустанавливающего документа лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении

Правоустанавливающим документом является документ, устанавливающий право определённого лица на объект недвижимости.

На практике нередки случаи, когда в ходе совершения и регистрации сделки с недвижимостью обнаруживаются ошибки в правоустанавливающих документах – несоответствие личных данных: фамилии, имени или отчества собственника с данными лица, совершающего сделку, указанными в документе, удостоверяющем его личность.

Если собственник недвижимого имущества жив и действует организация (государственные учреждения, нотариус или др.), выдавшая или удостоверившая правоустанавливающий документ на недвижимое имущество с ошибкой, то прежде чем обратиться в суд, необходимо предпринять попытки исправить ошибки в документе во внесудебном порядке за внесением исправлений в документ.

При наличии ошибки в правоустанавливающем документе, обнаруженной после смерти собственника, либо уполномоченный орган, выдавший или удостоверивший правоустанавливающий документ на недвижимое имущество с ошибкой, уже не действует или по каким-либо уважительным причинам отказывается вносить исправление в документ, необходимо обратиться в судебные органы с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение.

Заявление об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа в суде по делам об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, данные отношения регулируются Гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

В заявлении должно быть указано, какой факт и для какой цели заявителю необходимо установить факт принадлежности правоустанавливающего документа, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов.

Гражданские дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа рассматриваются судом в порядке особого судопроизводства (глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

К заявлению об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа прилагается копия правоустанавливающего документа, в котором допущены ошибки, документы подтверждающие невозможность исправления ошибки во внесудебном порядке, копии документов подтверждающих наличие ошибки в документе, копии заявления по количеству заинтересованных лиц, а также иные, необходимые для рассмотрения отдельного дела документы. 

Необходимо отметить, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Кроме того, согласно статье 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда по результатам рассмотрения заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не подменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию прав.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия

В связи с возникающими вопросами при проведении государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества, являющихся объектами культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, Управление Росреестра по Владимирской области сообщает.

Владение, пользование и распоряжение объектами культурного наследия в связи с их особым статусом должно осуществляться с соблюдением специального закона, Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия).

В частности, собственники объекта культурного наследия должны оформить отдельный документ – охранное обязательство, в котором для собственника устанавливаются требования к использованию такого объекта. Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия.В случае отсутствия паспорта в охранное обязательство вносятся дополнительные сведения, предусмотренные п. 5 ст. 47.6Законом об объектах культурного наследия.

Установленные в соответствии с Законом об объектах культурного наследия ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия, при реализации объекта культурного наследия в процедурах банкротства должника - собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия.

Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Исходя из совокупного толкования положений ст. 48 Закона об объектах культурного наследия, договор, предусматривающий передачу права собственности на объект культурного наследия, выявленный объект культурного наследия, прав владения и (или) пользования таким объектом, должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникают право собственности на такое имущество или права владения и (или) пользования таким имуществом, по выполнению требований, установленных п. 1 - 3 ст. 47.3 Законом об объектах культурного наследия в отношении такого объекта. В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, в отношении такого объекта действует охранное обязательство, предусмотренное ст. 47.6 Законом об объектах культурного наследия, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения (копия охранного обязательства является неотъемлемой частью такого договора; до утверждения в порядке, установленном ст. 47.6 Законом об объектах культурного наследия, охранного обязательства к договору должны быть приложены иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

Следовательно, если в отношении объекта культурного наследия имеется охранное обязательство, то договор должен содержать в себе положения п. 1-3 ст. 47.3, ст. 47.6 Закона об объектах культурного наследия (не просто указание на номер статьи, а перечисление всех требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, установленных данными статьями) и непосредственно требования самого охранного обязательства, либо ссылку на реквизиты охранного обязательства, т.к. охранное обязательство является частью договора. В случае если в отношении объекта культурного наследия охранное обязательство не выдавалось, то в договоре подлежат указанию только положения п. 1-3 ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия.

В случае отсутствия в таком договоре вышеуказанных существенных условий сделка является ничтожной.

Таким образом, законодательством предусмотрен ряд особенностей возникновения, прекращения прав на эти объекты, а также владения, пользования и распоряжения ими. Указанные особенности целесообразно учитывать не только лицам, обладающим правами на соответствующие объекты, но и лицам, чьи объекты недвижимости имеют культурную ценность и потенциально могут быть признаны объектами культурного наследия.

Выписка из ЕГРН и срок ее действия.

Управление Росреестра по Владимирской области напоминает, что 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации). В соответствии с ним документом, который подтверждает проведение кадастрового учета объекта недвижимости, регистрацию возникновения и перехода права собственности, внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а регистрация договора или сделки заверяется специальной регистрационной надписью на документе о сделке.

Выдача свидетельств о государственной регистрации прав прекращена еще с июля 2016 года. Изменения произошли в связи с изменениями в Федеральном законе № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С этого момента государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из ЕГРП. В соответствии с Законом о регистрации доказательством существования зарегистрированного права является запись в ЕГРН, подделать которую невозможно, так как современные технологии позволяют отследить любое вмешательство в электронный ресурс.

Выписка из ЕГРН после проведения государственной регистрации выдается бесплатно. Обращаем внимание, что информация о недвижимости, содержащаяся в выписке, актуальна на дату ее получения (часть 4 статьи 62 Закона о регистрации).

Дополнительно сообщаем, что для проведения государственной регистрации прав на недвижимость не требуется предоставлять выписку ЕГРН. Для проведения этой процедуры необходимо предоставить заявление и пакет документов. С полным перечнем документов, необходимых для регистрации прав на недвижимость в зависимости от вида учетно-регистрационного действия можно ознакомиться на сайте Росреестра:https://rosreestr.ru.

Закон о регистрации запрещает требовать у заявителя дополнительные документы, которые не предусмотрены указанным законом. Выписка из ЕГРН не входит в перечень документов, необходимых для регистрации прав. При проведении правовой экспертизы документов орган регистрации самостоятельно проверяет сведения об объекте недвижимости, в отношении которого осуществляются учетно-регистрационные действия, исходя из информации, содержащейся в ЕГРН на момент перехода права.


Вернуться
28.11.2018 Категория: Росреестр